России необходимо активнее развивать нишевые рынки рыбопродукции в Китай
Справочно-информационный материал
Для расширения экспорта рыбной продукции в Китай необходимо активнее развивать его нишевые рынки за счет маркетинговых инструментов, считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, позицию которого приводит центр "Агроэкспорт" при Минсельхозе.
По его словам, в настоящее время Китай является крупнейшим импортером рыбопродукции после США. В 2023 году объем закупок составил $18,76 млрд, или 10% всей мировой торговли водными животными.
"По прогнозам экспертов, в ближайшие годы КНР обгонит США, став главным импортером рыбопродукции в денежном выражении. Для России китайский рынок важен: в 2023 году на него пришлось около 50% российского экспорта, доля рыбопродукции РФ в общем объеме китайского импорта достигла 15,5%", - сказал глава ассоциации.
Зверев поддержал мнение ряда экспертов о том, что Китай со временем будет терять свою роль как промежуточного - перерабатывающего - сектора для поставок переработанной продукции в Европу и США, в то же время его роль как крупнейшего потребителя морепродуктов будет расти. "Это открывает перспективы для наращивания поставок российской рыбопродукции для внутреннего потребления КНР, но в то же время формируют потребность в качественном маркетинге нашей продукции, - сказал Зверев. - У рыбопромышленников есть успешные кейсы создания в КНР нишевых рынков с помощью маркетинговых инструментов".
По его словам, в 2000-х годах российские рыбаки с нуля создали в Китае рынок премиального краба. В результате с 2017 по 2023 годы поставки живых крабов выросли в пять раз - с 6,3 тыс. до 30,1 тыс. тонн. "Норвежским компаниям удалось сформировать спрос на охлажденное филе аквакультурного атлантического лосося: поставки взлетели с 598 тонн в 2016 году до 39,4 тыс. тонн в 2023 году. Из последних примеров - российский замороженный краб. Китайцы стали потреблять его в домашних условиях. В результате возникновения нового рынка поставки замороженных крабов всего за два года выросли почти в 10 раз - до 10,8 тыс. тонн по итогам 2023 года, - сообщил Зверев. - Еще один кейс - сурими. Доступная цена и высокое качество российского сурими из минтая позволили российским рыбакам занять сильную позицию на этом рынке".
Как сообщил глава ассоциации, есть перспективы развития других нишевых рынков КНР, прежде всего икры минтая, сардины иваси, а также рыбной муки для аквакультурных хозяйств.
19.09.2024 • https://www.fishnet.ru